Ислямов в деле Михальчевского: репортаж из зала суда

Днепровский районный суд Киева продолжил рассмотрение дела о госизмене бывшего министра здравоохранения оккупационного «правительства» Крыма Петра Михальчевского. Суд, как известно, перешел к этапу допроса свидетелей. На очередном заседании выслушали последнего – крымскотатарского бизнесмена, гендиректора телеканала АТР Ленура Ислямова, который также был членом «правительства» Аксенова в тот период. Именно на этом факте акцентирует внимание защита Михальчевского: с недавнего времени защищать экс-министра стал известный адвокат Валентин Рыбин, среди подзащитных которого были Надежда Савченко и Владимир Рубан, ГРУшник Александров, наемник Лусварги и др.

Напомним предысторию.

Главный врач Республиканской больницы им.Семашко в Симферополе Петр Михальчевский вошел в первый состав незаконного «правительства Крыма», возглавив «министерство здравоохранения» 27 февраля 2014 года – сразу после захвата полуострова. Уже 10 июня 2014 года назначенный Кремлем «глава Крыма» Сергей Аксенов «посоветовал» Михальчевскому и другим руководителям «Минздрава» и главврачам республиканских больниц написать заявление об уходе. Как писал ЦЖР, все руководство «министерства» обвинили в том, что они растратили средства гуманитарной помощи из России, а также берут с крымчан плату за лечение под видом благотворительных взносов. После увольнения Михальчевский продолжал жить и работать в аннексированном Крыму еще в течение года. В августе 2015 года бывший «министр здравоохранения» Крыма переехал на материковую Украину.

Как сообщалось, Михальчевский является одним из учредителей крымского регионального отделения политической партии «Патриоты России». Ее крымская ячейка была зарегистрирована 23 мая 2014 года. Возглавлял КРО в то время Сергей Донич, тогдашний «вице-премьер Крыма» и друг Михальчевского.

Как сообщала прокуратура АРК, уголовное производство о госизмене крымских чиновников было открыто в 2015 году. Данные о Михальчевском были внесены в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) в 2016 году. 5 января 2018 года СБУ сообщила о том, что обнаружила в Киеве Петра Михальчевского.

Во время обыска в киевской квартире Михальчевских были изъяты паспорт гражданина России и «служебное удостоверение» с подписью «главы Крыма» Сергея Аксенова. Михальчевский не был задержан, а приехал в прокуратуру АРК и подписал врученное ему подозрение. Ему вменяются деяния, предусмотренные ст. 110 Уголовного кодекса Украины (посягательство на территориальную целостность) и ст. 111 (государственная измена)

8 января Херсонский городской суд избрал меру пресечения бывшему «министру здравоохранения Крыма» — один месяц ареста. С тех пор Михальчевского перевели в киевское СИЗО, а суд продлевает арест.

Досудебное расследование по делу Михальчевского было закончено в июне 2018 года, с тех пор дело рассматривает Днепровский районный суд Киева. Процесс перешел к стадии допроса свидетелей. В первоначальном списке свидетелей было 47 человек, однако от допросов большей части из них сторона обвинения отказалась. На заседаниях допросили журналиста, записавшего интервью с Михальчевским в 2014 году и крымского врача Олега Тимченко. Допрос третьего свидетеля – Ленура Ислямова – дважды откладывался: сначала он не пришел на заседание, затем оно было перенесено. (28 января адвокат Валентин Рыбин покинул зал заседаний из-за невозможности нахождения рядом его подзащитного. В зале заседаний присутствовали члены праворадикальной организации, Михальчевский находился в камере за стеклом, его адвокат Валентин Рыбин настаивал, чтобы подзащитный находился непосредственно в зале).

Как писало БСИ, 28 же января Рыбин направил в СБУ заявление с просьбой открыть уголовное производство о государственной измене и сепаратизме против Ленура Ислямова, поскольку он с 4 апреля по 28 мая 2014 занимал пост вице-премьера «правительства» аннексированного Крыма.

«Если Михальчевскому сам факт пребывания в правительстве РК ставят в вину как государственную измену, то почему такой же факт не является государственной изменой для Ислямова? Я обратился в СБУ по той же матрице, используя те же слова и формулировки, которые употребляются в адрес Михальчевского, только поставил фамилию Ислямова», — сообщал Рыбин.

11 февраля 2019 года Шевченковский районный суд Киева обязал СБУ внести в Единый реестр досудебных расследований сведения о совершении уголовных преступлений.

 «Я – за решеткой, вы — свидетель»

18 февраля начался допрос последнего свидетеля. Ленур Ислямов назвал свои данные, адрес, указал, что у него украинское гражданство и должность: гендиректор крымскотатарского телеканала АТР.

В ответ на вопрос председательствующей судьи Марченко Ислямов ответил, что лично с Михальчевским не знаком, неприязненных отношений между ними нет, основания оговаривать подсудимого у него нет.

После дачи присяги говорить лишь правду, Ислямов, отвечая на вопросы прокурора Романа Мурачова, ответил, что о назначении Михальчевского на должность «министра здравоохранения» узнал из прямых трансляций в СМИ в марте 2014 года, лично на заседаниях, которые вел подсудимый, не присутствовал.

«Я знаю, что все министры занимались вопросами референдума. Мы видели, как с экранов телеэкранов министры призывали ходить на выборы, говорили, что в России будет лучше жить», — сказал гендиректор АТР.

Прокурор спросил, что известно свидетелю о публичных призывах Михальчевского о необходимости присоединения Крыма к РФ. Адвокат Рыбин вопрос попросил снять, поскольку, по его словам, публичных призывов нет в обвинительном акте, и это не является предметом производства. Судья попросила прокурора перефразировать вопрос

Прокурор (П): Что известно о публичном оправдании Михальчевским аннексии Крыма, получении российских паспортов?

Ислямов (И).: К нам в редакцию обращались врачи, которые во всех клиниках распространяется приказ из министерства идти на референдум и голосовать за РФ. Про получение паспортов – я не знаю. Эта была тема в одном из эфиров.

П.: Вы можете назвать фамилии врачей?

И.: Они в Крыму, а не здесь. Это утверждение со слов людей. Михальчевский – не самый главный враг Украины. Пусть на совести бога и самого обвиняемого останется. А люди приходили с разных больниц и рассказывали.

Адвокат (А): Правильно ли я понимаю, что все, что вы сообщили, вам известно или из прямых эфиров, или со слов людей?

И.: Я уже говорил, что лично с Михальчевским не знаком, оговаривать его мне нет смысла. Я видел прямые эфиры.

А: А на тех заседаниях Совмина Крыма, на которых вы были, присутствовал ли Михальчевский?

И.: Я не видел Михальчевского. Я присутствовал только на тех заседаниях, где обсуждались крымскотатарские вопросы, на что меня уполномочил меджлис.

А: В обвинительном акте в отношении Михальчевского указываются те обстоятельства, которые указывались в протоколе вашего допроса на досудебном следствии: указано, что Михальчевский оказывал организационное, финансовое, информационное и другое обеспечение проведения референдума в Крыму. Что конкретно вам известно о этом обспечении? Конкретно вам, а не из эфиров и не со слов людей.

И.: Мне абсолютно ничего.

А.: Также указано, что Михальчевский предоставлял указания и организационные распоряжения всем руководителям медицинских учреждений относительно полного содействия избирательным комиссиям в организации спецучастков по проведению референдума. Вам лично это известно?

И.: Мне лично известно, что приходили люди и рассказывали, что есть приказ министра действовать так-то и так-то. Я не лично не присутствовал, когда Михальчевский отдает приказ.

А.: Закон не позволяет использовать показания с чужих слов. Я пытаюсь узнать именно ваши конкретные данные. Получается, мне по сути опросить вас не о чем. Тогда я хочу узнать, а вы с какого времени работали в правительстве Аксенова?

И.: С 4 апреля по 28 мая.

А: А в это время вы, находясь в должности исполняющего обязанности заместителя председателя Совета министров, издавали какие-либо распоряжения, что-то подписывали?

И.: Если вы готовились к заседанию, то, наверное, взяли и решение меджлиса №13, которое гласит, что назначение Ислямова и Смирнова на должность не имеет политических значений, только для решения вопросов с крымскими татарами. Решение меджлиса для крымских татар – закон. Если бы в это время были в Крыму, то поняли бы, что крымские татары, как тогдашняя украинская власть, не могли взять рюкзаки и уехать. Мы должны были остаться в Крыму. Поэтому мы участвовали в собраниях, например, про 18 мая, чтобы российские БТРы не заезжали в крымскотатарские поселки. Если бы вы были в Крыму, то знали, что к тому моменту уже был найден убитым, после жесточайших пыток, Решат Аметов. Мы по-человечески обязаны были делать это. Если я что-то и подписывал, то только то, что касалось крымских татар.

Адвокат Валентин Рыбин попытался задать несколько вопросов о мнении Ислямова про должность министра здравоохранения и другие факты, а также заявил, что тот специально скрывает своё российское гражданство.

Вопросы были сняты судом, как не относящиеся к делу, однако бизнесмен ответил, что он был гражданином РФ до 2015 года.

«Мне нечего скрывать. В 2015 году я сжег свой паспорт, когда выехал сюда. Я очень многое в Крыму потерял. Я подал заявление в посольство РФ и вышел из гражданства», — сообщил Ислямов.

Затем адвокат Михальчевского спросил, давал ли Ислямов на должности зампреда интервью, где положительно отзывался о происходящем в Крыму.

«Вы же вызвали меня про Михальчевского спрашивать, вот и спрашивайте. По сути спрашивайте. Я воспользуюсь ст.66 КПК и не буду давать показания относительно себя», — сказал Ислямов.

Затем выступил сам Михальчевский, практически повторяя вопросы защиты: знакомы ли лично, кем и когда назначался Ислямов, помнит ли тот его выступления и т.д. Ислямов снова повторил, что лично не присутствовал, информация, которой он располагает, — от других лиц.

«И вы, и я работали в Совмине весной 2014 года. Разница только в том, что я был назначен Верховной Радой АРК, а вы – Госсоветом РК. Я – всего лишь министром здравоохранения, а вы – вице-премьером. Я – за решеткой, вы – основной свидетель по делу. Как вы сами себе объясняете? Я считаю, что вы отказались от всех показаний. Я вам благодарен. У меня вопросы к прокуратуре», — сказал Михальчевский.

После допроса последнего свидетеля Валентин Рыбин подал ходатайство об изменении меры пресечения Михальчевскому на домашний арест и ношение электронного браслета. Он назвал обвинение в адрес своего подзащитного политически мотивированным и подал ходатайство об отводе коллегии судей. После совещания ходатайство об отводе было отклонено.

Затем коллегия судей приступила к рассмотрению вопроса о продлении меры пресечения.

Сам Петр Михальчевский заявил, что состояние его здоровья в СИЗО ухудшилось. «Я приехал сознательно, никуда не собираюсь бежать на любой обмен не согласен. Считаю дело политически мотивированным», — сказал он.

После совещания суд продолжил арест экс-министру на 60 суток: до 18 апреля 2019 года.

В свою очередь, прокурор подал ходатайство для изменения обвинения экс-«министру». Для этого в заседании был объявлен перерыв: следующее заседание состоится 28 февраля, тогда станет известно, какие именно изменения будут внесены в обвинение.